Турецкая борода

Борода в исламе

Турецкая борода с давних пор считалась символом мужской брутальности и опыта. Некоторые культуры в принципе не принимали гладко выбритое мужское лицо, считая его противоестественным, оно вызывало у местного населения отвращение, становилось объектом для получения постоянных насмешек.  Течение времени изменяло отношение людей к этому объекту, но некоторые религиозные течения по-прежнему не меняют своего решения, четко определяя признаки внешнего вида истинно верующего мужчины. Эта тем является предметом постоянных споров, особенно среди молодежи, которая не готова отказываться от связи с предками, но стремиться успеть за постоянно меняющимися модными тенденциями. Что касается ислама, то тут довольно трудно найти единство мнений, попробуем прояснить основные точки зрения.

Борода в исламе: что значит?

Растительность, обрамляющая линию мужского подбородка, играет важную роль в жизни каждого правоверного мусульманина. Какую именно, разобраться не так просто ученым, богословам, не говоря уже о простых людях.

Если собрать воедино многочисленные высказывания ученых умов, можно определить, что густая растительность – это символ, дающий возможность отличаться неверующего человека от правоверного мусульманина. Такой атрибут обязательно приближает расположение человека к Всевышнему, потому что является выполнением воли Аллаха.

Ислам: традиционное отношение к бороде

Борода в исламе

Важность такого аксессуара, подчеркивают многочисленные религиозные деятели:

  • пророк Мухаммед велел своим последователям носить щетину, чтобы отличать их от язычников;
  • многочисленные проповедники отмечали густую бороду в качестве символа следования божьей воле.

Поверхностное рассмотрение роли волосяного покрова, обрамляющего поверхность подбородка, нельзя рассматривать с поверхностной точки зрения. Для получения максимально открытой информации по этому вопросу, нужно понять особенности формирования религиозного течения, характерные направления того периода времени.

Во время жизни пророка, несомненным мужским атрибутом являлась аккуратно оформленная растительность. Ее отращивание являлось символом вхождения юноши во взрослую жизнь, возможность отныне чувствовать себя взрослым, самостоятельным. Только, после появления волос на подбородке, молодой человек обретал возможность жить отдельно, заведя собственную семью.

Такая огромная роль бороды присутствовала не только среди последователей мусульманской веры. Даже в древнерусском государстве мужчины следили за собственной внешностью, постоянно поддерживая красоту усов, отращивая щетины. Бритье в те времена находилось под запретом, это был позор, который можно было отнести не столько к религиозным, сколько к культурным традициям.

Для мусульман, растительность является тем самым атрибутом, который показывает окружающим его несокрушимую веру в Аллаха. Несмотря на такую символичность, трудно дать точный ответ о необходимости ношения густого, длинного волосяного покрова мужского лица.

 

Культура ношения бороды в исламе

Некоторые приверженцы мусульманской веры считают, что чем длиннее, гуще будет шевелюра на их лицах, тем более они погружены в религию. На самом деле все по-другому, подстригание растительности является строго регламентируемым процессом:

  • Мухаммед подстригал щетину по ее длине, ширине, чтобы она постоянно имела опрятный внешний вид;
  • все правоверные должны уподобляться пророку, стремясь ухаживать за собственной внешностью таким же образом;
  • допускается оставление на лице только усов (этот момент оставлен на мужское усмотрение), чаще всего, парни отказываются от них, внимательно ухаживая лишь за растительностью на подбородке;
  • приемлемой длиной шевелюры считается та, что составляет размер сжатого мужского кулака (по мнению Мухаммеда, оставлять щетину без ухода могут только дикари).

Хадисы – что это такое?

борода в исламе

Чтобы с точностью разобраться, какое место занимает волосяной покров у мусульман, используют хадисы. О том, что это такое, знает каждый, истинно верующий человек.

Хадисы представляют собой особые предания, содержащие информацию о словах пророка, регулирующие основы каждодневной жизни правоверного человека. Именно эти высказывания передавали мнения о тех или иных объектах, вещах. Они обязательно были порядочными, богобоязненными, если их передавал человек, не считающийся таковым в обществе, то они переставали считаться основами.

В хадисах упомянуты все сферы жизни мусульманина, поэтому о растительности здесь тоже сказано немало.

Хадисы о бороде

Хадисы о волосяном покрове содержали такие основы:

  • важность личной гигиены каждого человека;
  • правоверные должны были быть примером для подражания, потому должны стремиться к собственному аккуратному, опрятному внешнему виду;
  • верующему предписывается удалять усы, сохранять щетину, обрамляющую подбородок (это необходимо для отличия человека от многобожников, язычников);
  • определялись десять основ сохранения мусульманином естественного внешнего вида;
  • важность ухода за полостью рта, подстригания шевелюры.

Все эти основы подчеркивают важность данного аксессуара для правоверного человека. Их соблюдение является для него неколебимой основой.

Отношение к вопросу в русском исламе

У отечественных последователей пророка разные мнения о данном вопросе:

  • деятели из Карачаево-Черкесии считают, что ношение щетины – не просто право, а настоящая обязанность мужчин, им запрещается удаление волос с помощью лезвия на лице;
  • республика Татарстан: здесь густую растительность относят к привилегии, нежели к простому праву или обязанности, лишь после заключения брака мужчины могут переставать использовать станок по назначению (отращивать же длинные волосы положено только мужчинам, пересекшим шестидесятилетний рубеж);
  • столичные верующие имеют собственное мнение: для них несоблюдение гигиены на ежедневной основе принято считать невежеством (такие мировоззрения были сформированы постоянно меняющейся разнообразной и динамичной столичной культурой).

На просторах столицы длинные бороды носить не принято по той причине, что бородачи могут быть ошибочно приняты за террористов, их часто останавливают стражи правопорядка для проверки личности, что приносит множественные неудобства. По этой причине столичные жители предпочитают гладковыбритое лицо.

Борода в исламе: сунна или фарз

борода в исламе

Несмотря на доказанную важность ношения растительности на лице, эта тема активно обсуждается многими людьми. Это связано с тем, что записанные в хадисах мнения, составляют сунны.

Суннами принято называть те рекомендации, что желательны, но не обязательны к исполнению. Выполнение правоверным сунн дает ему одобрение Аллаха, но отказ от их выполнения считается греховным.

Дело обстоит по-другому, когда речь идет о фарде, приобретении рекомендацией статуса: обязательной к исполнению. Если мусульманин не исполнит то, что он предписывает, такой поступок будет приравнен к греху, потребует последующего раскаяния, искупления.

Богословы постоянно спорят по поводу необходимости, либо возможности ношения щетины:

  • сбривание без причины не рекомендуется;
  • щетина должна быть всегда подстриженной, содержаться в опрятном состоянии;
  • сбривание допустимо только при наличии особых обстоятельств (к примеру, болезни);
  • плохо растущая шевелюра – не причина к огорчению, ощущению себя испорченным, ведь вера – это результат душевной, сердечной работы, а не внешние показатели;
  • иные придерживаются мнения, что шевелюра, растущая на подбородке – это обязательный атрибут мусульман, отличающий от их политических противников, иноверцев.

Нормы шариата – борода как символ истинной веры

Постоянно ведущиеся споры о возможности, необходимости ношения обильной щетины, они могут легко разрешиться, при обращении к законам шариата.

На Ближнем Востоке проводились осмотры молодых людей, предполагающие измерение длины волосяного покрова на лице. Она должна была составлять длину сжатого кулака, истинно правоверными считались только те люди, что проходили данный осмотр. Те, кто не могу пройти осмотр, подвергались всяческим наказаниям.

Страны, контролируемые талибами, доходят до крайностей, здесь за отсутствие щетины положено наказание в виде смертной казни.

Почему мусульмане бреют усы и оставляют бороду?

борода у мусульман

Ислам содержит массу информации, касающейся:

  • норм поведения;
  • особенностей внешнего вида;
  • грехов;
  • благовидных поступков;
  • соблюдения норм гигиены.

Основы изложены в Коране. Согласно хадисам, пророк передал своим потомкам указание на отращивание растительности, запрет ее бритья.

Это было связано с такими постулатами:

  • отличие от многобожников;
  • отличие от огнепоклонников;
  • закон чистоплотности, как наиважнейший;
  • уделение внимания духовному воспитанию, практическому жизненному укладу;
  • соблюдение телесной чистоты должно находиться на одном из первых мест;
  • отличие внешнего вида мусульманина от неверующего (чистоплотностью, облагороженной внешностью);
  • указание на количество и время мытья тела, чистки зубов, стрижки волос, ухода за растительностью, растущей на лице.

Особенности ношения усов:

  • усы разрешается оставлять, либо полностью удалять путем бритья;
  • важно соблюдать их тщательную гигиену, не допуская загрязнения во время принятия пищи, для чего их нужно особым образом укорачивать;
  • в идеале, волосы подстригают таким образом, чтобы между губой и ее кромкой оставалась лишь небольшая полоска;
  • усы требуется регулярно подвергать процедуре мытья, расчесывания, по праздникам – умащиванию с помощью благовоний.

Почему не все правоверные сбривают растительность в виде усов? Некоторые вполне верующие люди, носят усы и не подумывают о необходимости их удаления с собственного лица. Это не является нарушением норм Корана, при условии, что мужчина должным образом заботиться о сохранении их чистоты, поддержании аккуратного внешнего вида. Взлохмаченные усы, отличающиеся неопрятным внешним видом – однозначное нарушение заветов пророка, неизменно вызывающее порицание.

борода у мусульман

Ислам имеет немало течений, разнообразных ответвлений, точно так же, как и иные мировые религии. Среди мусульман выделяют:

  • шиитов;
  • суннитов;
  • мутазиллитов;
  • мурджиитов;
  • хариджитов.

Каждый представитель той или иной конфессии имеет собственные правила, касающиеся внешнего вида. Для некоторых бритье усов – обязательно, для других – желательно, для третьих – неприемлемо.

Удаление растительности над верхней губой – признак особого рвения в своем следовании учениям Аллаха.

Причины этого феномена заключаются в следующем:

  • дозволение Корана самостоятельно решать, как поступать с усами;
  • обязательность ухода за растительностью, что была оставлена;
  • наличие такой длины, что не будет мешать принимать пищу, способствовать задержанию ее кусочков в волосах;
  • необходимость обязательного очищения волос.

Современные городские жители пришли к практически повсеместному удалению усов, только приверженцы фундаментальных течений не берут в руки станок, стремясь отращивать усы.

Окрашивание бороды

Бородатый мусульманин не способен никого удивить, равно как и тот, что подвергал щетину процедуре окрашивания. Мало кто знает, но Мухаммед давал своим последователям рекомендации окрашивать растительность, используя красный, желтый оттенки. Таким образом, правоверные должны отличаться от христиан, иудеев.

Выбирать для окрашивания черные цвета неприемлемо, здесь все богословы придерживаются единого мнения. Такой оттенок используют только те воины, то ведут джихад, цвет будет символизировать намерения этого человека.

Отращивать или брить: извечная дилемма

борода у мусульман

 

На этот вопрос довольно сложно найти однозначный ответ, который бы удовлетворял все стороны. Данная проблема отличается своей многогранностью. Многие люди считают, что единственно верным решением будет соблюдение заветов пророка Мухаммеда, без собственного противопоставления современному обществу.

Зачастую мусульмане носят лишь аккуратную, не большую по длине, бородку. Это связано с тем, что никто не хочет вызывать подозрения у окружающих, провоцировать их недоверие. Такое решение можно назвать правильным, сообразным сложившейся в современном мире, ситуации.

Отношение к отращиванию щетины, среди разных представителей мусульманства, различно:

  • бритье – это грех;
  • выращивание – обязательное к исполнению действие;
  • отращивание – желательное действие;
  • бритье – строго порицается, но не запрещается;
  • борода относится к символу мужественности, ее отращивание – это один из признаков естественной человеческой жизни.

Каждый период в формировании ислама имел свое особое отношение к этому вопросу.

  1. Ранний ислам: сам пророк, христиане, иудеи активно отращивали щетину. По хадисам, Мухаммед отращивал волосы, не заставляя людей их брить, тем самым, позволяя им отличаться от многобожников, огнепоклонников. Сборник хадисов, который был создан после последнего паломничества пророка, содержал его разрешение на то, чтобы люди взяли состриженные волосы Мухаммеда. Эта растительность была сохранена, распространена по всем уголкам мусульманского мира. Люди хранили их в бутылях, оборачивали зеленой материей.
  2. Средние века: о запретах удаления с лица растительности писали многочисленные проповедники. По мнению большинства улемов, такое действие было нежелательным, но не считалось серьезным грехом.
  3. Современный мир: традиционное арабское общество определяет статус человека с обязательным обращением внимания на длину, форму, оттенок щетины. Современные богословы из состава салафитов отмечают, что именно бороды нужны для отличия мужчин от женщин, а также верующих и неверующих. По их мнению, бритье – это грех, потому занятие это признано запретным.

Мусульманские страны, где терпимо относятся к бритью бороды

борода у мусульман

Количество волос на голове мусульманина не регулируется, главное, своевременное и регулярное их очищение, поддержание опрятного, аккуратного вида.

Многие страны, в которых ислам относится к одной из официальных религий, не имеют явных ограничений на присутствие на публике мужчин, имеющих бороду или не имеющих этого атрибута. К примеру, в Турции борода – это сунна исключительно для взрослого поколения мужчин, но люди, находящиеся на государственной службе, должны присутствовать на рабочем месте с гладковыбритым лицом.

Примерно такая же ситуация сложилась в другом восточном государстве – Ливане. Здесь ношение обильной щетины не является основной характеристикой правоверного мусульманина. Более того, если гражданин Ливана позволит себе такую вольность, то он будет постоянно находиться под пристальным вниманием со стороны сотрудников органов  общественного правопорядка.

Жители Узбекистана, Казахстана с одинаковой толерантностью относятся к мужчинам, что носят бороду или ходят с гладковыбритыми лицами. Тем не менее, обильная растительность и здесь будет вызывать подозрения со стороны посторонних людей. Это связано с тем, что сегодня существенно поменялось отношение общества к исламу.

Сейчас эта религия – первая, с которой ассоциируется терроризм. Множество радикально настроенных террористов относят к этой религии, именно они совершали большинство террористических актов на Ближнем Востоке, в Европе, России, приведших к множеству жертв. После этих событий, люди, чьи лица закрывает густая щетина, неизменно вызывают страх, опасение. Они считаются (пусть и незаслуженно) людьми, потенциально способными на совершение разного рода страшных преступлений.

Изменение в мировом отношении к мусульманству и его традициям, привело к тому, что многие лидеры таких государств, начали положительно смотреть на бритье щетины. Это позволяет доказывать, что их подопечные не имеют никакого отношения к разрушительной силе терроризма.

Сегодня во многих странах вводится запрет ношения бород, пусть и неофициальный, который, как нельзя лучше, описывает истинное отношение людей к густой щетине на лицах мусульман.

Сегодня все больше муфтиев отмечают, что молодежь не против носить бороды, но от усов стремиться отказаться. Это отношение может порицаться богословами, но такие люди тоже причисляют себя к последователям исламистов, стремящимся выполнять заветы Мухаммеда (пусть даже и таким способом).

Некоторые муфтии утверждают, что ношение бороды должно перестать быть дозволенным каждому мужчине. Этот право, по их мнению, необходимо предварительно заслужить. Некоторые проповедники считают, что отращивать щетину можно не ранее, чем молодому человеку исполнится 30 лет, он обзаведется женой и детьми. Только к 60 годам, по их мнению, человек может отрастить длинную шевелюру, которая будет символизировать, в первую очередь, его опыт, мудрость и готовность им делиться с подрастающим поколением.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
BorodaDeda.ru
Adblock
detector